Секундочку...

Страница загружается...
Это не займет много времени..



Яндекс.Метрика
СТАТЬИ
Новым «Приключениям Петрова и Васечкина» быть!
Режиссера и писателя Владимира Аленикова знают практически все российские зрители, кому сейчас за 30. Но и не только они. Ведь современное поколение подростков также с удовольствием смотрят его яркие музыкальные фильмы – «Приключения Петрова и Васечкина», «Каникулы Петрова и Васечкина», «Биндюжник и Король», «Улыбка Бога, или Чисто одесская история» и многие другие. Чем объяснить такую огромную любовь людей к этим фильмам? И то, что фильмы до сих пор живы? Одна из причин, пожалуй, состоит в том, что эти картины опередили тогда свое время. Их называли антипионерскими, американскими, сатирическими. Они выпадали из общепринятых рамок. К счастью, время не стоит на месте. И то, что раньше, возможно, вызывало недоумение, сейчас воспринимается «на ура», легко находит своего зрителя. Наш корреспондент поговорила с Владимиром Алениковым о состоянии детского и семейного кинематографа в России, о том, что нужно для того, чтобы кино было успешным у зрителя, а также о том, что в ближайшем будущем снимает сам мастер, и, когда же, наконец, ждать продолжения «Приключений Петрова и Васечкина»?

Владимир Михайлович, расскажите, над чем в данный момент Вы работаете? Я знаю, что пишете какой-то сценарий?

Да, я работаю над сценарием картины, которая пока называется «Только Локо!». Эта история посвящена памяти знаменитой хоккейной команде из Ярославля - «Локомотив», которая разбилась в 2011 году, 7 сентября. Трагедия произошла, когда самолет со спортсменами вылетал из аэропорта «Туношна» на игру в Минск. Погибло 44 человека - 37 пассажиров и 8 членов экипажа. Эту историю мы хотим рассказать через призму людей, которые были близки команде: болельщиков, невест погибших парней и людей, которые собирались на матч. Вся история полностью основана на реальных событиях. Идея возникла у меня несколько лет назад. Вдохновитель идеи, он же генеральный продюсер фильма, известный бизнесмен, меценат и инициатор многих культурных проектов в Ярославле, страстный любитель хоккея – Олег Жаров. В мае планируем начать съемки. Пройдут они, в основном, в Ярославле и в Москве. Небольшая часть - в Италии. Кастинг только начался. Предполагается участие целого ряда наших известных актеров.

Это будет фильм для детей и юношества?

Нет, не только. Это картина для самой широкой аудитории. Но, конечно, прежде всего для тех, кому интересен и важен хоккей. Думаю, что фильм многое откроет людям, далёким от этого явления.

Владимир Михайлович, что сейчас вообще происходит с отечественным кинематографом? Имеет ли право на жизнь само понятие – «современное русское кино» как явление, сформировавшееся и известное в мире? Сохранились ли какие-то национальные  коды, или мы полностью работаем «под Запад»?

К сожалению, такого интереса, как раньше, к русскому кино в мире нет. Единственный отечественный режиссер, который нынче всерьез котируется на Западе, это, пожалуй, Андрей Звягинцев. Его фильмы не только получают награды, но и активно раскупаются. Не так давно появился еще один молодой режиссер, вызвавший интерес на Западе, – Кантемир Балагов. Но в целом широкого интереса к нашему кино я не наблюдаю.

Почему же так происходит?

Был довольно продолжительный период, когда наше кино сильно потеряло свой высокий художественный уровень. При советской власти, как бы мы ее ни ругали, отношение к кино, как к детскому, так и взрослому, было очень серьезное. На всех студиях существовали худсоветы, редактура. В худсовет входили лучшие специалисты кино отрасли. И любой проект «проходил» через такой худсовет. Очень многие наши картины достигли высочайшего уровня, в частности, благодаря помощи таких худсоветов. Даже такой шедевр, как «Белое солнце пустыни».

То есть было талантливое сообщество заинтересованных людей, которые друг друга поддерживали, а не «топили», как сейчас?

Ну, конечно. А во время перестройки и гласности все это рухнуло, ухнуло. Редакторов кино тоже не стало. Эти институты практически пропали, и стали возникать слабые и некачественные картины. У кого были деньги, тот и снимал. Поэтому интерес к нашему кино угас. Очень трудно его возродить.


Что нужно, какие составляющие для того, чтобы снять хорошее кино?

Два главных компонента – это яркий сценарий и талантливая режиссура. А актеров прекрасных у нас хватает. Может, и нет пока мировых звезд, но вполне крепких профессионалов – более чем.

Хватает ли талантливых детей актеров? Складывается впечатление, что одни и те же лица кочуют из проекта в проект. Раньше кастинг-директора не ленились, ездили по школам, по городам России, чтобы найти нужного мальчика или девочку для проекта…

К сожалению, да. Есть такая проблема. Возрождение отечественного кино идет медленно. Хотя я оптимист. И верю, что ренессанс когда-то произойдет.     

Сейчас на студию Горького пришло новое руководство. Может, с его приходом что-то изменится? Вы примете предложение о сьемках, если Вам поступит?

Конечно. У меня за последние годы вышло немало новых книг, в том числе детских. И, в частности, различные продолжения «Приключений Петрова и Васечкина». Герои книг попадают в Антарктиду, в Африку, в Колумбию. По одной из последних книг, где они в горах Кавказа пытаются спасти Лермонтова, написан сценарий. Это один из важных для меня проектов.

То есть, это будут «Новые приключения Петрова и Васечкина»?

Да. Большое весёлое музыкальное кино. И я даже предполагаю задействовать там уже наших взрослых актеров Егора Дружинина и Дмитрия Баркова.

Я знаю, что у вас выходит в прокат новый фильм?

Да, это картина «Странники терпенья» по моему одноименному роману. Это довольно необычный психологический трилле о гении и злодействе, о любви и ненависти. Премьера фильма состоялась год назад на Всемирном Монреальском кинофестивале, где фильм получил свою первую награду. В главных ролях Константин Лавроненко и замечательная молодая польская актриса Майя Сопа. Картина должна выйти в прокат 30-го апреля. Прокатывает фильм компания «Кинологистика».

Как Вы подходите к выбору сценариев? Насколько избирательны? Что сейчас в работе?

Редко соглашаюсь на то, что мне предлагают снимать, присылают. Я прочитываю, расстраиваюсь и не соглашаюсь. Мне не интересен ширпотреб, мейнстрим. Больше занимаюсь авторским кино, но для широкого зрителя. Хороший сценарий, увы, найти сложно. Обычно сам пишу. Не так давно я написал сценарий короткого фильма «Классная любовь» для моей Детской Академии Кино (прим. авт. - International Kids Film Academy CINEMAGIC), его сняли мои ученики-дипломники ВГИК, и этот фильм купил у нас канал «Карусель». А совсем недавно подписано соглашение с «Аэрогрупп» о включении этого фильма в развлекательный контент на всех международных линиях компании «Аэрофлот» и компаний партнеров. Также в Риге заканчиваем работу над полнометражным фильмом для подростков «Шанс молодым», где снимались также дети – актеры Детской Академии Кино CINEMAGIC.

Интересно, как вы сами свои работы воспринимаете через много лет?

Любое кино, конечно, стареет. И всё-таки некоторые картины остаются. Дело даже не в том, как я их воспринимаю, а как их воспринимают люди. На сайт www.vasechkin.ru, который существует уже больше двух десятков лет благодаря своему неизменному редактору Николаю Назорову, по сей день заходят и сегодняшние подростки, пишут мне восторженные письма. Значит, наверное, что-то есть в этих фильмах, не зависящее от времени. То же самое происходит с «Биндюжником», с «Улыбкой Бога». Хорошая картина, как хорошее вино, не портится от возраста. Даже наоборот, ценность такого фильма с годами только возрастает.

А Вам самому все же, что больше нравится снимать – детское или взрослое кино?

Я – жанровый писатель и режиссер. Курс, который я веду в Академии Михалкова, так и называется – «Режиссура жанрового кино». Меня интересуют чистые жанры. Особенно те, с которыми я ещё не работал в кино. Например, хоррор. Мне интересен тот или иной проект не потому, что это детский или взрослый фильм, а потому, насколько трогает меня или нет история, которая там рассказывается. У нас, к сожалению, не развито жанровое кино. Не хватает настоящих мелодрам, триллеров, мюзиклов, хоррора и так далее. Кроме того, мне кажется, сегодня сильно не хватает картин о наших современниках, о людях, проживших и проживающих удивительные по драматизму и даже героизму жизни.

Как Вы считаете, достаточно ли детских фестивалей в России? Как оцениваете их уровень?

Дело не в самом фестивале, его организации, а в том, что там показывают. Допустим, фестиваль «Герой» в Красноярске стал Международным, и сейчас у него больше возможностей. Если ориентироваться только на отечественное детское кино, то с ним дела обстоят не очень хорошо.

Вам не кажется, что нужен некий фильтр, инструмент от лица государства, школы, который мог бы как-то ограничить поток низко художественных фильмов?

В Америке ни одна картина не выходит на экраны без лицензии Киноакадемии, которая даёт определённый рейтинг, на какой возраст этот фильм рассчитан. И это правильно. Если же говорить об эстетических категориях, то это дело воспитания вкуса. Уберечь от мусорного потока невозможно, труба открыта, и оттуда льётся и льётся. И вы не можете этот поток перекрыть. Вы можете только прививать вкус. Это уже обязанность семьи, родителей, педагогов. Вы также не можете ввести цензуру. Это исключено, как бы ни хотелось. У нас свободный рынок, и каждый имеет право на этом рынке представить то, что он хочет, на продажу. Получается, что своего зрителя нужно «вырастить». И единственное, что можно реально делать – это воспитывать художественно-эстетический вкус у потребителя. Я верю, что это возможно. Я вообще верю в нашего зрителя, ведь я очень много езжу по стране и встречаюсь с людьми. И, будучи оптимистом, полагаю, что всё, в конце концов, устаканится, и кино наше действительно возродится в полной мере.

© 0+
Беседовала Юлия Сергеева

Наверх

Поделиться страницей

Facebook Twitter Google Pinterest SMS Email
Закрыть

Did you know?

Easy way to make sure your messages get read!

Did you know?

Easy way to make sure your messages get read!

Timeout: 5 Seconds

I'll go away on my own after a few seconds!

Timeout: 5 Seconds

I'll go away on my own after a few seconds!